В проповеди Христа главное – Сам Христос
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня – Неделя о Страшном Суде,
И мы слышим из Евангелия от Матфея слова Самого Господа нашего Иисуса Христа о втором, славном и страшном Его пришествии на землю.
Что же было самым главным в проповеди Христа?
Христос не воспринимал Себя Самого как просто Учителя:
такого Учителя, который завещает людям некое «Учение», которое можно разносить по миру и по векам.
Он не столько «учит», сколько «спасает».
И все Его слова связаны с тем, как именно это событие «спасения» связано с тайной Его собственной Жизни.
Все, что есть нового в учении Христа, связано лишь с тайной Его Собственного Бытия.
Если мы внимательно прочитаем Евангелия, то увидим, что главным предметом проповеди Христа являются не призывы к милосердию, к любви или к покаянию.
Главным предметом проповеди Христа является Он Сам.
«Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14,6),
«Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14 , 1).
«Я свет миру» (Ин. 8, 12).
«Я хлеб жизни» (Ин. 6, 35).
«Никто не приходит ко Отцу, только Мною» (Ин. 14. 6);
«Исследуйте Писания: они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5, 39).
Какое место из древних писаний избирает Иисус для проповеди в синагоге?
«Дух Господень на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61, 1–2).
А вот самое пререкаемое место в Евангелии:
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10,37–38).
Здесь не сказано — «ради истины» или «ради Вечности», или «ради Пути».
А - «Ради Меня».
И это отнюдь не рядовое отношение между учителем и учеником.
Никакой учитель не притязал столь всецело на власть над душами и судьбами своих учеников:
«Сберегший душу свою потеряет её;
а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф. 10,39).
И даже на Последнем Суде (на Страшном Суде!) разделение производится по отношению людей ко Христу, а не просто по степени соблюдения ими Закона.
Спаситель не говорит: «Вы были милостивы и потому благословенны», но говорит — «Я был голоден, и вы Мне дали есть».
Для оправдания на Суде будет требоваться, в частности, не только внутреннее, но и внешнее, публичное обращение к Иисусу.
Без зримости этой связи с Иисусом спасение невозможно:
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32–33).
Исповедание Христа перед людьми может быть опасно.
И опасность будет грозить отнюдь не за проповедь любви или покаяния, но за проповедь о Самом Христе.
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5,11).
«И поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф 10,18).
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф 10,22).
И обратное говорит Спаситель:
«кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф 18,5).
Здесь не сказано «во имя Отца» или «ради Бога».
Точно так же Своё присутствие и помощь Христос обещает тем, кто будут собираться во имя Его:
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20).
Более того, Спаситель ясно указывает, что именно в этом и состоит новизна религиозной жизни, привнесённая им:
«Доныне вы ничего не просили во имя Моё;
просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16,24).
И наконец, в последней фразе Библии звучит призыв:
«Ей, гряди, Господи Иисусе!».
Не «Прииди, Истина» и не «Осени нас, Дух!», но — «Гряди, Иисусе».
Христос спрашивает учеников не о том, каково мнение людей о Его проповедях, но о том — «за кого люди почитают Меня?».
Здесь дело не в принятии учения, а в принятии Личности.
Та важнейшая заповедь Христа, которую Он сам назвал «новой», также говорит о Нём самом:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Как Он возлюбил нас — мы знаем: до Креста!
Есть ещё одно принципиальное пояснение этой заповеди.
Оказывается, отличительный признак христианина — любовь не к тем, кто любит его («ибо не так ли поступают и язычники?»), но - любовь к врагам.
Но можно ли любить врага?
Мой враг — это человек, которого я, по определению, мягко говоря, не люблю.
Смогу ли я полюбить его по чьему-то приказу?
Нет. НО — «Человекам это невозможно, Богу же возможо, - говорит Спаситель, -
- Пребудьте в любви Моей…
Пребудьте во Мне, и Я — в вас».
Зная, что любить врагов человеческими силами невозможно, Спаситель соединяет с Собою верных, как ветви соединяются с лозою, чтобы в них открылась и действовала — Его любовь.
Итак, Господь, телесно явившись людям, прежде всего требовал от нас познания Себя. Он говорил:
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18. 37).
А истиною был Он Сам.
Главным делом Иисуса было - не Его слово, а Его бытие:
Бытие-с-людьми;
бытие-на-кресте.
И ученики Христа — апостолы — в своей проповеди не пересказывают «учения Христа».
Выйдя на проповедь о Христе, они не пересказывают Нагорную проповедь.
Более того, даже о жизни Христа апостолы говорят очень скупо.
Свет Пасхи для них настолько ярок, что их зрение не простирается на десятилетия, предшествовавшие шествию на Голгофу.
И даже о событии воскресения Христова Апостолы проповедуют не как о факте лишь Его жизни, но как о событии в жизни тех, кто принял пасхальное благовестие.
Апостолы говорят об одном: Он умер за наши грехи и воскрес, и в Его воскресении — надежда нашей жизни.
Аминь.
https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=940