Неделя о блудном сыне 2023
Сегодня – Неделя о блудном сыне;
это – один из немногих Праздников, когда мы все можем поздравить друг друга с Днём Ангела.
Евангельские воскресные чтения, вводящие нас в Великий Пост, имеют одну поразительную особенность.
Все эти Евангелия говорят о том, что - иногда последние становятся первыми, а первые становятся последними.
Так, например, воскресное Евангелие о самарянине рассказывает о том, как был избит человек,
но священник ортодоксальный пробежал мимо,
и певчий ортодоксальный пробежал мимо,
и только сектант самарянин остановился и помог.
Потом идёт у нас Евангелие о Закхее.
Это был - самый плохой человек в городе Иерихон, начальник мытарей, отмеченный увечьем, карлик, презираемый всеми!
Но мы знаем, как Господь возвысил его.
Дальше, следующее Воскресение: притча о мытаре и фарисее.
Фарисей - идеальный прихожанин, два раза в неделю постится, десятину отдает…
А мытарь - прохожанин: зашёл, стал у порога…
НО - Бог принимает молитву именно мытаря.
Сегодняшнее Евангельское чтение - о блудном сыне, о самом слабом звене в семье, где был отец, были его дети…
А один сын - был непутевый.
Почему же Святая Церковь установила так, что воскресное Евангелие, вводящее нас в течение Великого Поста рассказывает о том, что - последние становятся первыми, а первые — последними?
Потому, что цель поста — ПОКАЯНИЕ!
И вообще – духовная жизнь начинается - с покаяния!
(Обычно неверующему, бездуховному человеку кажется, что он хороший, - или, по-крайней мере, не хуже многих.
Он говорит: «Есть люди и похуже меня, а я ничего плохого не сделал…».
Это говорит о том, что у человека духовная жизнь – отсутствует в принципе:
Духовная жизнь начинается с того, что человек начинает видеть свои грехи).
Притча о блудном сыне имеет особый смысл.
Она так велика по своему значению, что святые отцы назвали её - Евангелием в Евангелии.
У одного человека было два сына.
И сказал младший сын отцу: отче, дай мне часть наследства, - ту, которая принадлежит мне по праву.
И отец разделил им имение (Лк. 15, 12).
На первый взгляд кажется, что в притче говорится:
о праведном старшем сыне, который остался в доме отца,
и о блудном сыне - грешнике.
Но это не так.
Они оба - грешники, только у них - разные грехи.
Младший сын просит дать ему наследство, которое полагается ему после смерти отца, чтобы жить так, как будто отца – нет, или отец уже умер.
Наш небесный Отец - бессмертен.
Уходя от Бога, источника жизни, духовно умирает сам человек.
Господь же - проявляет величайшее смирение и терпение.
Он скорбит об уходе Его сына из дома, но силой не удерживает его.
И вот собравши своё имение, младший сын уходит в страну далече и там, живя в блуде, расточает все имение.
И это неизбежно.
Господь стучит в дверь сердца каждого грешного человека, призывая возвратиться к Нему.
И вот благодать коснулась сердца младшего сына.
Он прозрел,
он вдруг вспомнил, что он - сын Отца,
вспомнил, что даже наемники в доме Отца - имеют в избытке хлеб,
а он гибнет от голода.
Здесь происходит решительный поворот в его жизни.
Это - то, что называется покаянием.
Покаяние - это коренной перелом образа мыслей и жизни человека,
это - осознание своей вины и решимость совершенно изменить и исправить свою жизнь.
И сын говорит:
встав, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче, я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих.
И он пошёл к Отцу.
Что здесь самое важное?
Это глубокая искренность покаяния, сознание, что - я уже сыном не имею права называться.
Я был жесток и неблагодарен,
я расточил своё имение:
не своё, а твоё богатство, живя скверно.
Во всем виноват я сам.
Но я прошу Тебя, прими меня в число твоих тружеников, наемников, - и я буду честно работать Тебе.
Здесь происходит встреча Отца и сына.
Отец ждал его возвращения, и когда сын был ещё далеко, Он сам вышел ему навстречу.
И здесь сын снова - уже самому Отцу говорит:
я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим.
Но Отец сказал рабам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте его,
и дайте перстень на руку его
и обувь на ноги его.
И приведите тельца упитанного и заколите его.
Будем пировать и веселиться (Лк. 15, 23).
Так завершается таинство покаяния,
так совершается возвращение блудного сына к небесному Отцу.
В притче сказано, что - когда старший сын вернулся с поля, он услышал в доме пение и ликование.
Спросив о том, что случилось, он узнал, что пир устроил Отец, радуясь, что вернулся его младший сын.
И тогда старший сын разгневался, и не захотел войти в дом.
Этот сын никогда не оставлял дом Отца, и всегда честно работал в поле,
НО - он не хочет и не может разделить с Отцом Его радость о возвращении младшего брата.
И здесь - очень важный урок.
Можно жить в доме Отца, и внешне исполнять всё, что требует закон,
НО - быть по духу совершенно чуждым Отцу, не имея - ни смирения, ни любви, ни милосердия.
Старший сын укорил Отца за то, что Он с такой любовью и радостью принял сына, расточившего его имение с блудницами,
а его, честного, работающего уже столько лет, не порадовал даже малым утешением.
Отец звал его, говоря, что всё, что Он имеет, - всё его.
А о том надо было радоваться и веселиться, что младший брат его был мёртв и ожил, погибал и нашёлся.
Мы не знаем, как ответил старший сын на призыв отца.
Пришёл ли он на пир, или - сам решил уйти из отеческого дома…
Притча об этом не говорит.
Но вот что важно.
Никакие внешние дела сами по себе не приближают нас к Богу,
не соединяют нас с Ним в духе, - если они делаются не ради Христа.
Но и это ещё не всё.
Если к нашим трудам молитвы и поста,
делам любви и милосердия - явно или тайно примешивается тщеславие и самоцен, и приходит сознание, что мы «несмь якоже прочие человецы», - то тщетны все наши дела.
Тщеславие обесценивает всё.
Мы всегда должны помнить заповедь, данную апостолам:
когда сотворите всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, только сделали то, что должны были исполнить.
Аминь.