Иоанн Предтеча. Близость к Богу
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
После Крещения Господнего мы чтим память Иоанна Предтечи.
Когда Ирод послал воинов отсечь голову святому Иоанну Предтече, то он (Ирод!), как сказано в Евангелии, «опечалился», поскольку знал, «что Иоанн - муж праведный и святой, и берёг его;
многое делал, слушаясь его,
и с удовольствием слушал его» (Мк. 6:20).
Даже этому жестокому правителю было ясно, что человек этот является особо близким к Богу.
«Друг Христов» – наверное, это словосочетание точнее всего отображает связь великого Пророка с Провозвещенным им Спасителем.
В каком бы смысле мы не посмотрели – особая близость Предтечи с Господом сразу же бросается в глаза.
К Иоанну на Иордан пришел Христос креститься,
Иоанну Он доверил возложить на Себя руку во исполнение Закона,
Его, Иоанна, Мессия назвал «Ангелом Своим» и «большим из рожденных женами» (Мф. 11:10-11).
Сам Ирод, услышав о делах Спасителя, говорил в страхе:
«Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых» (Мк. 6:14).
Однако есть в истории святого Иоанна Предтечи нечто для нас не совсем понятное.
Мы знаем, что верных друзей всегда стараются беречь,
их ценят,
готовы многое отдать, чтоб быть с ними рядом, не терять их.
А в отношениях Спасителя и Предтечи эта близость и особая дружба выглядят несколько иначе.
Если присмотреться к евангельскому повествованию, то можно заметить, как Господь и святой Иоанн все время словно соблюдают некоторую дистанцию.
Порой кажется даже, что между ними не было полного понимания:
на Иордане «Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14).
Когда Иисус с учениками Своими пришел «в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил», то «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима», не соединяясь со Спасителем.
Кажется, будто они жили в параллельных мирах, которые лишь изредка соприкасались.
Более того, когда Господь услышал о заключении Предтечи, то –
не поспешил на помощь другу,
не поддержал его,
но «удалился в Галилею» (Мф.4:12).
Эту непонятную отдаленность Спасителя и Его Предтечи замечали даже их ученики, иногда противопоставляя их и соперничая между собою.
Об этом повествует евангелист Матфей:
«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9:14).
И в другом месте уже евангелист Иоанн Богослов передает обращенную к Иоанну речь его учеников:
«Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3:26).
Наконец, сам Предтеча поражает нас, когда, «призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить:
Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Лк. 7:19).
Эта видимая сторона отношений Спасителя и Предтечи кажется еще более удивительной, если вспомнить признание святого Иоанна:
«Не я Христос, но я послан пред Ним.
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.
Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:28-29).
В этих словах сказано многое.
Оказывается, настоящий друг не тот, кто ищет непременного подтверждения своей дружбы, а тот, кто умеет - терпеть, жертвовать даже самыми искренними стремлениями сердца.
«Ему должно расти, а мне умаляться», – говорит Иоанню
Вот причина радости Пророка.
Оказывается, всю свою жизнь он отдал для того, чтобы его добродетели говорили не о нём, но о Том, Кем он был послан.
Здесь есть два очень важных момента.
Во-первых, сам Предтеча, постоянно умаляя свое достоинство, пытается внешне отречься от той близости к Богу, которую видят люди.
Он ведь мог, оставаясь в своем служении, стать признанным вождем народа.
Стоило ему только подтвердить свое избранничество, свою теснейшую связь с Господом, как его слово приобрело бы неограниченную власть.
Но он не делал этого.
Его близость к Богу оставалась исключительно внутренним достоянием.
Он не искал подтверждения этого ни во внешних обстоятельствах, ни в особых отношениях со Спасителем.
Он искреннейший друг Христов не потому, что постоянно пребывает рядом с Ним, а потому, что во всем принимает Его волю.
А ещё потому, что готов терпеть даже расстояние с Тем, быть рядом с Которым стремился всей искренностью своего сердца.
И вот этот подвиг, - сокровенный, понятный только для Бога – подвиг настоящего друга.
Ведь это так трудно – быть совсем близко к Тому, Кого искренне любишь, но, быть на расстоянии, где Он определил тебе находиться.
Второй момент касается Самого Спасителя.
Он также всей душой был привержен к Своему верному другу,
Он также желал бы с Ним разделять все тяготы земной жизни.
Однако Спаситель не ввёл его в число ближайших учеников, а как бы целенаправленно держался на расстоянии от него (Иоанн Креститель не входил в число 12-ти апостолов, и даже не входил в число 70-ти).
В этих обстоятельствах раскрывается удивительный закон жизни с Богом:
иногда Господь именно самым близким к Нему доверяет находиться на расстоянии.
Оказывается, чем ближе мы к Богу, тем дальше от Себя Он готов нас отпустить.
Он отпускает нас, потому что знает,
что и под грузом самых трудных обстоятельств,
в среде самых далеких от Церкви людей,
мы все равно будем исповедовать Его милосердие и человеколюбие.
С другой стороны, те, кто действительно переживают близость к Богу, кто непрестанно желают пребывать с Ним в общении, - не ищут каких-то внешних подтверждений этой близости.
Они готовы терпеть испытания, готовы безропотно принимать даже самые трудные повороты в жизни, исповедуя во всем невидимую десницу человеколюбивого Бога.
Близость к Богу не имеет внешних форм.
Порой она выражается даже в кажущейся богооставленности.
Но Господь знает силу верного сердца.
Оно и в самых неблагоприятных обстоятельствах не будет требовать подтверждения любви Творца.
Оно, напротив, даже до смерти будет исповедовать веру в то, что Бог всегда желает лучшего человеку и не допускает ничему случайному войти в его жизнь.
Аминь.
https://www.facebook.com/groups/242416256869883