Я неплохой человек Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Сегодня – Обрезание Господне; этот Праздник побуждает нас снова вдуматься в событие Рождества Христова. Как говорил Блаженнейший Митрополит Владимир: Рождество Христово — это постоянное присутствие - в мире, в жизни, в человеческой истории и в наших судьбах - Господа Иисуса Христа. Осознать это в наши дни – очень непросто. Например, нередко мы можем услышать такие рассуждения: - Я, в общем-то, неплохой человек. Грехи есть, да. Но кто ж без греха? Я не убивал, не крал. Так, разве, по мелочи. Добро делаю людям. Просят помочь – помогаю. Все меня уважают. А есть - действительно большие грешники. Всю страну разворовали, куда ни сунься – везде взятки требуют. В газетах каждый день такое пишут, что читать страшно. Вот это, я понимаю, грешники. Никого не боятся. А я? Что я? Было бы таких, как я, побольше, может, и жить было бы на свете хорошо". Не узнали ли мы себя в этом монологе? Хорошо, если не узнали! У этого оправдательного монолога есть десятки различных вариантов - с добавлением своих добродетелей и чужих недостатков. Но суть подобных речей в свою защиту всегда одна и та же: "Я - хороший. Не святой и не ангел, - но в целом хороший. Другие - хуже". Это - очень опасный монолог. Это – фурункул, проявляющий вовне скрытую внутри души болезнь. Человек, рассуждающий подобным образом, является, в той или иной степени – врагом Иисуса Христа. На первый взгляд непонятно, почему. Что же такого страшного в этих самых обычных рассуждениях самого обычного обывателя? Он всего лишь считает себя хорошим человеком, - и, наверное, справедливо считает, - нет оснований ему не верить. К тому же – сегодня мы из всех щелей слышим, что нужно: «любить себя», «уважать себя», «повышать свою само-оценку», и этот человек именно так и делает: он себя любит и уважает, самооценка высокая; что не так?! А вот что. Дело в том, что за краткой фразой "я не грешен, другие грешны" скрывается целый осиный рой богоборческих мыслей. Вот лишь некоторые из них. Человеку говорят: «Христос пришел в мир спасти грешников».– но это не вызывает в его душе отклика. Он на это отвечает: - А если я и так праведен, то Он даром приходил. По крайней мере, ради меня приходить не стоило. Ради других стоило. Ради тех, кто - то-то и то-то – сделал, и еще больше сделает. Это им ад угрожает. Пусть каются. Что же касается меня, то меня карать не за что. Следовательно, я во Христе не нуждаюсь. Другая мысль. Человеку говорят: Христос дал распять Себя за грешников и кровь пролил. И человек овечает: – Не надо было. Надо - самому жить и другим жить давать. Он же – Бог! Надо было что-то другое придумать. А так, - Сам страдал, нам терпеть велел. Пусть те терпят, кого земля носить не хочет. А я ничего такого не сделал, чтобы за меня и мои грехи Иисуса Христа мучить. Человек слышит: Христос будет нас судить. И отвечает: – Я не боюсь. Пусть судит. На то Он и Христос. Все равно мне не в чем каяться. И не надо меня пугать. Христос добрый. Он всех любит. Это вы тут понавыдумывали всякого! Знаем мы вас, святош. Бога вообще любить надо, а не бояться. Вы грешили, вы и бойтесь. А я никому ничего плохого не сделал. Все эти и подобные им слова слетают с уст довольно редко – когда человека раздражат и выведут на откровенность. НО внутри человеческого сердца эти диалоги звучат. И Бог, видящий тайну сердец, читает ежедневно эти бытовые богохульства, словно бегущую строку. Человек не проговаривает то, что живет в его сердце, лишь по причине неумения додумывать свои мысли до конца и по незнанию себя. Случись нам познать себя, мы увидели бы, что место наше – среди распинателей, среди лукавых совопросников, среди римских солдат с бичами в руках, среди тех, кто кричал: "Сойди с креста – и мы уверуем в Тебя!". У всех этих людей была своя правда. Одни - исполняли приказы начальства, другие ревновали о старине и о законе, третьи боялись народного возмущения и жертвовали Одним ради шаткого мира для многих. В своих собственных глазах каждый из них - был прав. У каждого была в наличии развернутая аргументация своей личной - не то что невинности, а даже правоты! Мы потому и согрешаем так часто в жизни, что уверены в своей правоте и не хотим перед Богом признать себя грешниками. А ведь апостол Павел сказал, что из грешников он – первый, и мы по-славянски повторяем эти слова всякий раз, идя к причастию. Пришел Господь в мир грешников спасти, "от них же первый есмь аз". Признать Иисуса - Господом и одновременно не признать - себя грешником, нуждающимся в Искупителе, есть дело странное и уму не поддающееся. Аминь.