Савва
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Святая Церковь чтит память Преподобного Саввы Освященного.
Этот святой жил в 5-м веке,
Освященным он именовался потому, что был рукоположен в священный сан, что среди монахов первых веков было редкостью.
Преподобный Савва является создателем Иерусалимского устава, по которому и сегодня совершаются богослужения в Православной церкви.
Он также основал в Иорданской пустыне семь монастырей.
И первый вопрос, который здесь возникает:
А зачем столько? Одного что – мало?
Тем более, что Иорданская пустыня невелика, - на карте она совсем незаметна.
Исторический центр нашего города тоже очень невелик: это Харьковская крепость и её окрестности. А сколько там храмов!
Успенский, Благовещенский собор, Свято-Покровский монастырь, Троицкий храм, Антониевская университетская церковь…
И это – только те храмы, которые уцелели, а было их в центре в три раза больше!
Все эти святые храмы заложили основатели нашего города – козаки-харьковцы.
И тоже обыватель спросит: а зачем столько церквей - рядом?
Неужели нельзя построить одну просторную – на все случаи жизни?
А столько храмов – это затем, чтобы каждый человек (при желании, конечно!) мог бы найти своё место в церковной жизни.
И не только место, где свечку поставить, да в уголочке постоять, НО И:
нести послушания в храме, послужить Богу в меру своих дарований –
кто-то может прислуживать в алтаре,
кто-то – читать и петь,
кто-то может чинить - убирать - строить,
а кто-то - и всё сразу может делать; на все руки мастер.
И для того, чтобы каждый, кто пожелает, мог послужить Богу, мог просиять в подвигах, - нужно, чтоб ему было, где сиять:
нужно, чтобы было много: монастырей, храмов, алтарей, хоров – на любой вкус и для любого человека.
Потому, что Спасение – оно может быть только в храме.
И вот – преподобный Савва Освященный. Его житие начинается удивительными словами:
Святой Савва озарил палестинскую пустыню своим житием, подобным ангельскому.
Он родился в в Каппадокии (ныне это Турция), в 439 году.
Уже в 8-летнем возрасте, осознав суетность мира сего и исполненный пламенной любви к Богу, он вступил в расположенный неподалеку Флавианский монастырь.
Несмотря на все старания его семьи вернуть мальчика назад, он остался непреклонным в своем решении.
Приобщился Савва и ко всем монашеским послушаниям, в особенности к воздержанию и чтению Псалтири наизусть.
В мальчике было столько самоотверженности и духовной зрелости, что он предавался посту и бдению наравне с самыми опытными подвижниками, и превосходил всех собратьев в смирении, послушании и самообладании.
Проведя в этом монастыре десять лет, святой Савва с благословения настоятеля отправился в Иерусалим.
Разыскав там знаменитого святой жизнью преподобного Евфимия Великого, Савва со слезами умолял старца взять его к себе в ученики.
Вскоре юноша достиг такого совершенства в добродетелях, что сам преподобный Евфимий называл его «отроком-старцем».
В 469-м году (когда Савве было 30 лет!), он получил позволение удалиться в пещеру, расположенную на некотором расстоянии от монастыря.
Там он проводил пять дней в неделю в непрестанной молитве, - без всякой пищи, занимая руки плетением пальмовых листьев.
По субботам же и воскресеньям он приходил в монастырь для участия в Литургии и совместной трапезе.
Так святой Савва возрос в меру величайших подвижников веры, и после кончины святого Евфимия окончательно удалился в безлюдную пустыню для единоборства с самим сатаной и его служителями.
Его оружием были лишь знамение Креста Господня и призывание святого имени Иисуса.
Проведя в отшельничестве четыре года, святой Савва был приведен ангелом к пещере, расположенной у самого края обрыва на левом берегу Кедрона.
Здесь преподобный провел в созерцании и молитве следующие пять лет.
Лишь после этого Господь дал знать Своему испытанному воину, что настало время передавать опыт подвижнической жизни ученикам.
Число его учеников очень скоро достигло 70-ти.
И тогда по молитве святого Саввы из расселины у подножия его пещеры забил источник живой воды в утешение и укрепление братии.
Монахи собирались вместе для совершения общих богослужений в просторной пещере, видом напоминавшей храм.
Эту пещеру Савва отыскал, ведомый знамением огненного столпа.
Достигнув блаженного бесстрастия и неколебимого предстояния пред Богом в душе, святой Савва приручал диких зверей, исцелял больных и молитвами призывал благодатный дождь на область, мучимую засухой и голодом.
Был он главой отшельников, и духовником всех 7-ми созданных им монашеских общин.
Святой Савва мудро предводительствовал легионами смиренного Христова воинства, всеми силами заботясь о единстве в вере своей паствы.
Достигнув 94-х лет, святой Савва заболел, и мирно почил в Господе 5 декабря 532-го года (то есть по новому стилю это – 18 декабря: сегодня).
Нетленные мощи преподобного были положены в основанной им Лавре при огромном стечении монахов и мирян.
Они пребывают там и поныне.
Ла́вра Са́ввы Освяще́нного сохранилась до наших дней.
Это — православный греческий мужской монастырь.
Он находится на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон.
Ныне монастырь находится под полным контролем Израиля,
в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.
Лавра святого Саввы сыграла выдающуюся роль в истории египетского и палестинского монашества.
В ней просияли многие святые, в том числе - Иоанн Дамаскин и Андрей Критский.
Именно там, в Лавре святого Саввы, сложился и был принят в окончательном виде Типикон, по которому доныне совершаются богослужения в Православной Церкви, и была написана значительная часть существующих церковных песнопений.
Аминь.